Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»

Вне учебы

Задачи и принципы воспитательной деятельности

Главная задача высшей школы – обеспечение современного качества подготовки специалистов в условиях действия рыночных механизмов, усложнения общественной постановки воспитательной работы. Воспитание – является функцией современного образования как система содействия процессу самостоятельного развития способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста, имеющего высшее образование. НИИ своей деятельностью должен этому содействовать, помня о том, что основная цель воспитательной работы со студентами, состоит в том, чтобы сформировать жизнеспособную, социально устойчивую личность, готовую в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепления могущества России, преобразования российского общества, способную самосовершенствоваться и самореализовываться.

Основными задачами в воспитательной деятельности ЗГУ являются:

    • содействие развитию и самораскрытию у личности студента характера социальной зрелости;
    • создание методических кадровых социально – психологических условий и предпосылок для достижения конкретных результатов воспитания и профессиональной подготовки;
    • формирование методологической культуры, основанной на знании современных социальных теорий, умении их использовать в повседневной жизни их профессиональной деятельности;
    • привитие навыков творческого отношения к любому виду деятельности;
    • формирование у студентов основ экономической, политической, исторической, информационной культуры.

Решить эти задачи возможно, руководствуясь в работе следующими принципами:

    • конкретный характер воспитательной работы со студентами, который подразумевает совершенствование деятельности имеющихся в вузе информационных методических условий и возможностей для развития культуры, воспитания и самообразования студентов;
    • ориентация всей системы воспитательной работы на реальный конкретный результат, который окончательно проявится в предстоящей самостоятельной деятельности в качестве специалиста;
    • демократизм системы воспитания, заключающийся в опоре на основы студенческого самоуправления определенным участием преподавателей, кафедр, факультетов, общеинститутских структур как равноправных партнеров студентов;
    • использование современных методов воспитания (использование новейших научных достижений во всех сферах общественной жизни, передовых технологий);
    • единство всей системы воспитательной работы со студентами, сохранение традиций вуза как самого Северного учебного заведения в стране, комплексный подход, предполагающий координацию деятельности кафедр, факультетов;
    • формирование воспитывающей среды – единого социокультурного пространства  образовательно-воспитательной среды, в которой доминируют демократические ориентации, цивилизованные моральные нормы, ценности здорового образа жизни.

 

Основные направления стратегии воспитательной работы

Главным направлением в воспитательной стратегии ЗГУ считать совершенствование основного воспитательного ресурса – учебного процесса. Его главным субъектом выступает преподаватель, который не просто должен, а обязан раскрывать и использовать тот воспитательный потенциал, который таится в знании, заложен в процессе обучения.

Отсюда вытекает несколько направлений воспитательной работы:

2.1. Интеллектуальное воспитание.

Основной критерий эффективности обучения и воспитания студентов ЗГУ – фундаментальное образование, включающее общенаучные и общекультурные компоненты.

Задачи:

    • Развивать способность думать – умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать – центральное звено обучения.
    • Вырабатывать у студентов такие, крайне важные умения  творческой деятельности, как формулировать гипотезу, и проверять ее в дальнейшем; формулировать основные цели выполняемой работы; анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; владеть основными методиками исследовательских задач.
    • Помогать студентам понять закономерность: получив добротное профессиональное образование, они станут  востребованными на рынке труда  как специалисты, смогут самостоятельно работать, учиться  и переучиваться. Развивать заинтересованность в познании основ профессии, что является важнейшим условием творческой активности будущих молодых специалистов.
    • Формировать у студентов внутреннюю потребность в постоянном повышении профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования, стремления к творческому поиску, уверенность в своих деловых возможностях. Особое внимание уделять, совершенствованию организации и планирование самостоятельной работы студентов как методу, формирующего будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности при которой наиболее полно раскрываются способности студента, реализуется его творческий потенциал

2.2. Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание предусматривает систематическую и целенаправленную деятельность вуза по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы содержание понятия  "патриотизм" существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике. Особо важно в этих условиях учить студентов познавать сущность Родины, сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях исторической памяти, которая передается из поколения в поколение.  Воспитывать просвещенный патриотизм.

В процессе воспитания развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.  Использовать героическое прошлое страны, края, города, как сокровищницу моральных примеров высоконравственных поступков. Знакомить студентов с историей коренных народов Крайнего Севера.

Важнейшая  задача, решение которой способствует повышению эффективности патриотического воспитания - расширение музейной аудитории вуза и создание архивной летописи по годам существования института.

2.3. Эстетическое воспитание.

В организации эстетического воспитания  следует исходить из того, что ЗГУ является «очагом просвещения,  образования и культуры» в Норильском промышленном районе. Именно культура « есть среда, растящая и питающая личность». Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы  развивать у студентов эстетическое, т.е. эмоционально-насыщенное и духовно возвышенное отношение к миру, порождать потребность и способность к эстетически ориентированной деятельности, а также формировать у них способность и умение передавать другим свой эстетический опыт. Вуз видит свою задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребителей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких фундаментальных социально-культурных традициях сложившихся в НИИ за 52 года существования на Норильской земле (развивать практику «литературных гостиных»).

Назрела необходимость в создании комплексной программы общего эстетического развития студентов независимо от выбранной специальности, способствующей в том числе, более полному и глубокому освоению ценностей отечественной и мировой культуры; литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, музыки, театра и кино. Результат художественно-эстетического воспитания - художественная грамотность, эстетическая образованность студентов, широта кругозора в области искусства, способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете, результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное усовершенствование личности.

Формировать высокую культуру поведения студентов НИИ (культуру устной публичной речи, культуру бытовых отношений без мата, сленговой речи, культуру общения преподавателей, сотрудников и студентов, культуру поведения в вузе в целом).

2.4. Правовое воспитание.

Правовое воспитание представляет собой последовательное воспитательное воздействие на студентов вуза с целью формирования и развития их правовой культуры.

Целью правового  воспитания является правовое информирование для формирования убеждения в:

    • значимости законов (от Устава ЗГУ до Конституции РФ);
    • значимости личных правовых и нравственных обязанностей;
    • личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
    • необходимости освоения принципов и особенностей, правоотношений в обществе.

Целесообразно:

    • Регулярно проводить встречи с работниками правоохранительных органов.
    • Внедрять в ЗГУ эффективные способы и формы противодействия печатным изданиям, телевидению, радио, Интернет, компьютерным программам, разрушающим нравственные основы общества и пропагандирующим среди молодежи порнографию, половую распущенность, «поэтизирующих» криминальный мир, демонстрирующих неуважение к правовым нормам поведения.
    • Разработать модель законопослушного поведения студента, предусматривающая в том числе, соблюдение правил поведения не только в вузе, но и в НПР.
    • Осуществлять превентивную работу против антисоциального поведения студентов: нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка; неуважительного отношения к сотрудникам и ППС вуза; нарушений правил пожарной безопасности, наркомании.

2.5. Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание личности будущего специалиста является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Формировать нравственность – значит, переводить  моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения, их соблюдение. Учитывая, что формирование нравственного сознания и высоких моральных качеств личности занимает особое место в системе воспитательной работы, следует выработать данные нормы, принципы – моральные критерии оценки деятельности студента («Кодекс чести студента ЗГУ»).

Доблесть, душевное мужество, стойкость и благородство! Уважение к другим людям! Забота о конкретном человеке! Оптимизм! Все эти качества должна формировать воспитывающая среда, создаваемая в ЗГУ.

2.6. Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни в ЗГУ – это многоуровневая система, включающая следующие направления:

    • профилактика асоциального поведения;
    • развитие физкультурно-оздоровительного движения;
    • разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий жизнедеятельности в условиях Крайнего Севера.
    • Учитывая климатические, экологические и социальные особенности данного региона, а также ухудшающийся уровень здоровья студенческой молодежи на первый план выходят следующие задачи:
    • способствовать актуализации потребности студентов в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средстве достижения жизненно важных ценностей;
    • сделать двигательную активность – неотъемлемой частью распорядка дня студента;
    • осуществлять пропаганду физической культуры и занятий с учетом как составляющей здорового образа жизни: проведение спортивных соревнований, Спартакиад, спортивных праздников и т.д.;
    • создавать среду популярной моды, в которой быть красивым, здоровым, успешным престижно.

Условия реализации задач и направлений воспитательного процесса

3.1. Использование воспитательного потенциала учебного процесса.

Специфика использования воспитательного потенциала учебного процесса, характеризуется отношением студентов к процессу обучения как особому виду труда  требующего  большого интеллектуально-волевого напряжения.

Воспитательное воздействие учебного процесса состоит из активной и пассивной формы. Пассивная форма – это воспитывающее пространство, самого вуза. Как организован процесс. Как проводятся занятия в аудитории. Какие отношения существуют между ППС и обучающимися. Активная форма воспитательного воздействия должна решать следующие задачи:

    • убеждать студентов в эвристической ценности знаний, формировать мировоззренческую позицию с целью выработки эффективной для личности и приемлемой для общества нравственной и гражданской позиции. Способность формированию у студентов навыков поискового, гибкого, диалектического мышления;
    • показывать на занятиях, что знание, которому не сопутствует нравственность, может нанести вред, что человек ответственен за свои действия, достижение оптимальных результатов во взаимодействии с окружающим миром возможно лишь на нравственной основе. Развивать у студентов чувство ответственности за судьбу страны;
    • особое значение придавать глубокому усвоению следующих проблем: место и Роль России в современном мире, профессионализм, компетентность, ответственность за личные поступки, формальное и неформальное лидерство в группе, ответственность личности  перед государством и государства перед личностью;
    • формировать у студентов объективное представление о ходе исторического развития страны, акцентировать внимание не только на сложностях исторического пути, но и на том позитивном опыте, который имелся в культурной, политической, социальной жизни России;
    • развивать интерес к истории страны через изучение исторических корней своего региона - Красноярского края, вуза, семьи;
    • на примере выпускников НИИ знакомить студентов с созидательной  деятельностью молодежи на благо города, края, страны;
    • вырабатывать у студента представление о том, кем он является не только по факту своего рождения, а по культуре, прояснять смысл традиций, формировать позитивное отношение к культурному наследию;
    • необходимо  раскрывать смысл культуры, ее роль в общественной жизни, формировать представление, о том, каким должен быть вектор исторического развития, на достижение каких целей должны быть сконцентрированы усилия личности и всего общества;
    • вырабатывать представление  об исходных общечеловеческих нравственно-правовых ценностях основополагающих началах культуры поведения, гуманного отношения к человеку;
    • необходимо развивать речевую культуру – исторически сложившуюся, совокупность всего лучшего, образцового как в будущей профессиональной деятельности, так и  в быту;
    • повышать значимость здорового образа жизни, через повышение личной ответственности студента за состояние своего здоровья;
    • давать ориентацию на успешную деятельность в сфере бизнеса и в тоже время на справедливые «правила игры» в бизнесе и предпринимательстве;
    • формировать культуру делового общения, умение работать в команде, приоритетными считать такие качества, как честность и ответственность за порученное дело;
    • дорожить честью профессионала в выбранной сфере деятельности, уважительно относиться  к выбранной специальности;
    • бережно сохранять и преумножать научные традиции ведущих ученых научных школ и направлений.

3.2. Использование воспитательного потенциала внеучебной деятельности.

Основные направления  внеучебной работы со студентами:

    • дальнейшее развитие НИРС, создание студенческих научных бюро;
    • проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
    • профилактика правонарушений, асоциального поведения;
    • развитие психолого-консультативной службы;
    • создание студенческой биржи труда;
    • создание студенческих советов факультетов;
    • информационное обеспечение внеучебной деятельности (сайт НИИ, информационные стенды, студенческая газета и т.д.);
    • дальнейшее развитие материально-технической базы внедосуговой деятельности;
    • создание условий и расширение возможностей для приобретения студентами опыта творческой деятельности  в  танцевальной,  вокальной, театральной  студиях, играх КВН, фестивале «Студенческая весна», фестивалей  художественной самодеятельности НИИ и т.д.;
    • укрепление творческих связей с ведущими художественными коллективами НПР;
    • расширение плана спортивно-оздоровительных мероприятий на учебный год;
    • содействие в создании благоприятного психологического климата и атмосферы сотрудничества для развития личности, выработки чувства оптимизма и уверенности в своих силах.

Вырабатывать в ВУЗе устойчивое понимание того, что внеучебная работа со студентами – неотъемлемая часть процесса качественной подготовки специалистов, обладающая огромными воспитательными возможностями.

3.3. Использование воспитательного потенциала студенческого самоуправления.

Дальнейшее развитие студенческого самоуправления на уровнях кафедра - факультет – вуз, одно из важнейших средств качественной подготовки специалистов. Необходимо создать элементы студенческого самоуправления уровня кафедры (научно-технические бюро, совет отличников и др.), уровня факультета  (старостаты, советы факультетов т др.), уровня вуза (профсоюзная организация, Союз студентов, клубы по интересам и др.), центр художественного творчества и др.

Отсюда вытекают основные задачи органов студенческого самоуправления:

    • содействие в подготовке конкурентоспособного специалиста;
    • способствование повышению ответственности студентов за учебу, за свою группу, факультет, вуз;
    • популяризация среди студентов научно-исследовательской работы;
    • оказание материальной помощи нуждающимся студентам;
    • формирование бережного отношения студентов к материальным ценностям вуза, противодействовать фактам вандализма;
    • формирование культуры поведения студентов;
    • недопущение фактов грубых нарушений Устава и Правил внутреннего распорядка;
    • организация досуга студентов.

Кроме того, студенческое самоуправление призвано способствовать приобретению организационно-управленческих умений, навыков работы в малой группе и большом коллективе.

3.4. Использование воспитательного потенциала в развитии корпоративной культуры НИИ.

Норильский индустриальный институт унаследовал традиции прошлых поколений студентов, тех, кто в невероятно трудных условиях Заполярья строили комбинат и город.

Для сохранения традиций прошлых лет и создания новых, необходимо разработать: «Кодекс чести преподавателя», «Кодекс чести студента», Гимн НИИ, расширить экспозицию музейной аудитории. Укреплять имидж, сохранять устные предания о преподавателях вуза, выпускниках и истории кафедр и факультетов.

Для воспитания корпоративной культуры в полной мере использовать факты общественного признания НИИ как лидера высшего образования в регионе.

Всемерно использовать культурную среду вуза – совокупность образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, информационных, материальных условий организации развития студенческой молодежи, включающую в себя:

    • развитую социокультурную сферу – библиотеку;
    • современные лаборатории и аудитории;
    • современный спортивный комплекс;
    • высокую культуру общения и межличностных отношений в среде преподавателей и сотрудников вуза;
    • творческую обстановку, доступный обмен информацией и нравственно-культурными ценностями;
    • развитую сеть внеучебной сферы.

3.5. Научно-методическое обеспечение воспитательной работы.

Необходимое условие совершенствования воспитательной работы со студентами ЗГУ – интеграция научно-методической и воспитательной деятельности различных подразделений ЗГУ.

Следует повысить роль научно-исследовательского потенциала ЗГУ  в решении задач воспитательной работы. Для этих целей при Совете по воспитательной работе необходимо создать творческую лабораторию, которая будет «формировать портрет» современного студента и вырабатывать необходимые рекомендации по созданию условий для полной реализации личности студента в стенах вуза.

Для этих целей необходимо регулярно проводить семинары по проблемам воспитательной деятельности в рамках той или иной специальности. Создать школу куратора, принимать активное участие в научно-практических конференциях различного уровня по проблемам воспитания молодежи.

Проводить в вузе научные исследования по актуальным проблемам воспитания в современных условиях высшей школы.

Принимать участие в конкурсах Фонда культурных инициатив, фестивале «Студенческая весна» и иных организаций на получение грантов для разработки проблем воспитания студентов, проживающих в условиях Заполярья.

Выпустить сборник нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в ЗГУ.

кафедрами как основным учебно-научным подразделением вуза. Кафедры должны в полной мере использовать воспитательный потенциал, заложенный в содержании преподаваемых дисциплин. Совершенствовать формы и методы воспитания в ходе проведения различных видов практик,  НИРС и  аудиторных  занятий.

Заведующие кафедрами должны показывать личный пример активного участия в решении воспитательных задач вуза.

Таким образом, структура воспитательной деятельности, пронизанная вертикальной заинтересованностью в  конечном  продукте: высокоинтеллектуальном  выпускнике  способным реализовывать свои профессиональные компетенции и успешно выполнять социальные функции.